07:47 В Москве открылась усадьба Муравьевых-Апостолов | |
На карте достопримечательностей столицы появился еще один значимый исторический объект – дворянская усадьба Муравьевых-Апостолов. Кристоферу Муравьеву-Апостолу, проживающему в Швейцарии, одному из директоров крупного банка, удалось осуществить давнюю мечту – отреставрировать московский дом, в котором в первой четверти девятнадцатого века жил Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, отец трех будущих декабристов – Матвея, Сергея и Ипполита. В конце июля директор ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс» Павел Белоглазов побывал в московском доме Муравьевых-Апостолов и передал поклон с Ялуторовской земли, которая на целых двадцать лет приютила Матвея Ивановича, с 1836 по 1856 год. Сибирская обитель декабриста, участника Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии стала основой музейного комплекса и визитной карточкой г. Ялуторовска. И вот теперь два муравьевских дома, московский и ялуторовский, породнились. Через генерального директора усадьбы Т.С. Макееву передано приглашение Кристоферу и Коралин Муравьевым-Апостолам посетить Ялуторовск в конце года, во время проведения юбилейного, XXV областного историко-культурного фестиваля «Декабристские вечера». В дар новому музею поступила картина ялуторовского художника Геннадия Ратанова, на которой изображены в домашней обстановке сам хозяин, Матвей Иванович, его верная спутница жизни, Мария Константиновна, и их воспитанницы – А.Созонович и А. Бородинская. Авторская копия этой работы займет место в экспозиции мемориального дома М.И. Муравьева-Апостола в Ялуторовске. Это тоже объединяющий символ для двух родственных музеев. Усадьба на Старой Басманной только начинает новую жизнь под сенью древнего дворянского рода. Музейные фонды находятся в стадии формирования. Однако дом уже работает на ниве просвещения: подлинные стены памятника стали декорацией выставки-фантазии, и все пространство дома напоминает сценическую площадку. Уже с парадной лестницы посетитель вовлекается в игру, где в качестве актеров выступают «обманки» (тромп-лей), некогда столь любимые в русской усадьбе, созданные в технике современной фотографии. Эта особенность подчеркнута в буклете «Московская усадьба: фантазии и обретения»: «Не следует искать исторической достоверности сценок, но исторические аллюзии неизбежны. В бальном зале невольно вспоминается Пушкин («Во дни веселий и желаний я был от балов без ума…»), в розовой гостиной – знаменитые обеды Ивана Матвеевича, в желтой гостиной – создание тайных обществ, в парадной спальне с мраморными колоннами – поэтические чтения и литературные общества, непременным членом которых был Иван Матвеевич. Ощущение подлинности придают картины и гравюры на стенах, с которых смотрят лица людей того времени. Все эти работы, среди которых есть портреты и знаменитых мастеров (Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Петра Соколова, Дж. Доу, Ризенера), и неизвестных художников, являются частью собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. Предметы мебели в анфиладе – из коллекции музея и из коллекции Максима Боксера. Игра прекращается на пороге последнего зала, где выставлен тот экспонат, ради которого и была задумана выставка – это письмо, написанное Сергеем Муравьевым-Апостолом отцу из Петропавловской крепости. В нем нет политических и философских рассуждений, только – уважение и любовь к семье, мольба о прощении за причиненное ей горе. Простое письмо как символ трагедии. Выставка придумана и создана Александром Боровским, Александром Иванишиным, Татьяной Макеевой, Василиной Овчинниковой с помощью исторического общества «Бал в русской усадьбе» и компании «Артос» благодаря Кристоферу Муравьеву-Апостолу». | |
|
Всего комментариев: 0 | |